Фердинанд де Соссюр

Серада, 23 лютага 2011 г. Аляксей Яскевіч
Раздзел: Публікацыі
Праглядаў: 8723

Опубликовано в:

Журавлёва, Н.Н. Соссюр // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорусская энциклопедия, 2009.

Фердинанд де Соссюр

СОССЮР (Saussure) Фердинанд Монжин де (14.10.1857, Женева — 22.2.1913), швейцарский языковед, основатель семиологии и структурной лингвистики. Учился в Женевском (1875), Лейпцигском, Берлинском (1876—80) университетах. С 1881 профессор Парижского, с 1906 Женевского университетов.

Научная жизнь молодого С. началась в Лейпцигском университете. Сравнивая лексику разных языков, он установил, что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных индоевропейских языков. Свои выводы С. изложил в работе «Мемуар о первоначальной системе гласных индоевропейских языков», которую опубликовал в возрасте 21 года. «Ученые мужи», сочтя эту работу незрелой, не отнеслись серьезно к неожиданным выводам студента. И только в ХХ веке, когда были расшифрованы надписи на хеттском языке (одном из древнейших индоевропейских языков), выяснилось, что молодой швейцарец был прав: оба эти звука существовали! Но это было уже спустя полвека… К тому времени С., достигнув зрелого возраста, умер малоизвестным.

За свою жизнь ученый опубликовал сравнительно мало работ: все они уместились в один том объемом около 600 страниц, выпущенный в Женеве уже после его смерти. Но известность С. принесли, как ни странно, не эти труды. Незадолго до смерти он трижды прочел курс общего языкознания в Женевском университете. У С. были два любимых ученика: Шарль Балли и Альбер Сеше (ставшие потом известными учеными). Они после смерти учителя собрали свои записи, конспекты других студентов и восстановили текст прослушанного ими курса по общему языкознанию. Так, в 1916 году книга С. под названием «Курс общей лингвистики» увидела свет. Книга, которую он сам не писал! Но именно она мгновенно сделала имя С. знаменитым среди языковедов мира и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие науки о языке.

В этой книге раскрыта идея о системности языка, который состоит из множества элементов, или единиц. Они не хаотичны, а организованы в различные порядки, или уровни, каждый из которых обладает своей функцией. Стремясь передать информацию другому человеку, говорящий использует высказывание. Для этого он словами обозначает какие-то явления, что невозможно, если определённые значения не выражены с помощью морфем. А это можно сделать, лишь используя формальные элементы – фонемы. Каждый уровень – это система, а язык – система систем. Таким образом, все языковые единицы связаны и обусловливают друг друга: изменение в «поведении» одного элемента неизбежно отражается на других.

С именем С. связано противопоставление между синхронией и диахронией. Лингвист, по его мнению, либо изучает какой-то факт в общей системе языка на определённом этапе (синхронический подход), либо его интерес сосредоточен на истории какого-то факта (диахронический подход). Сам учёный отдавал предпочтение синхроническому подходу.

С. ввёл также различия в понятиях «язык» и «речь». Язык – это общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке, «социальный продукт», «клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу». Речь – конкретные высказывания носителей языка.

Идеи языковеда произвели переворот в языкознании. В мире насчитываются сотни работ, посвященных С. и его теории.

Спадабаўся допіс? Атрымлівайце абвяшчэнні пра новы матэрыял праз RSS Philology.BYRSS або RSS Philology.BYEmail!
Нравится