Переводческий факультет (некоторые группы), 2020–2021 учебный год.

Преподаватель – Ольга Сергеевна Горицкая.


Упражнения, которые разбирались на семинарских занятиях.


Материалы для самостоятельного изучения по орфографии и пунктуации

  • Электронное пособие по орфографии и пунктуации

В пособии представлены основные правила русской орфографии и пунктуации, а на каждое правило есть тесты для тренировки.

При помощи вводного теста вы сможете определить, насколько хорошо вы знаете орфографию и пунктуацию, и выяснить, на какие правила нужно обратить особое внимание. Итоговый тест покажет, как вы усвоили материал.

На изучение материала дается месяц (октябрь).

  • Контрольный тест по орфографии и пунктуации

До 15 ноября нужно пройти контрольный тест.

Для тренировки есть пробный тест. В этом тесте, как и в контрольном, 20 заданий на различные орфографические и пунктуационные правила. На выполнение теста дается 20 минут.

Дополнительные материалы:


Занятие 1 (2-7.09). Русский язык среди других языков в современном мире. Особенности функционирования русского языка в Беларуси.

Материалы к занятию 1: docx, pdf.

Дополнительные материалы:


Занятие 2 (9-14.09). Формы существования русского языка. Русский литературный язык, его характеристика.

Домашнее задание: почитать теорию по теме семинара.

Материалы к занятию 2 (теория): docx, pdf.

Дополнительные материалы:


Занятие 3 (16-21.09). Фонетика.

Домашнее задание: прочитать теорию по темам «Артикуляционные классификации согласных» (вы должны знать классификации гласных и согласных в русском языке) и «Изменения звуков речи».

Таблицы гласных и согласных (классификации в таблице и в презентациях совпадают не полностью, но это и хорошо: мнения разных авторов могут различаться): docx, pdf.

Можно пользоваться презентациями:

Дополнительные материалы:


Занятие 4 (23-28.09). Фонетическая транскрипция. Фонология.

Домашнее задание:

  • сделать упражнение (docx, pdf),
  • разобраться с теорией по фонологии (знать, чем фонема отличается от звука, что такое минимальные пары, в чем суть спора о фонологическом статусе Ы в русском языке).

Качественная редукция (материалы для работы на занятии): docx, pdf.

Дополнительные материалы:


Занятие 5 (30.09-5.10). Контроль усвоения материала. Орфография.

Домашнее задание:

  • затранскрибировать с учетом качественной редукции гласных следующие слова: свобода, счастье, любовь, нравственность, честность, эрудиция;
  • подготовиться к контрольной работе по темам 1-4;
  • разобраться с теорией по принципам орфографии (на материале русского языка).


Занятие 6 (7.10-12.10). Графика. История русской письменности.

Домашнее задание:

Кому-то из группы подготовить доклады по темам (можно в соавторстве с кем-то):

  1. Для подгруппы 1: Глаголица и кириллица. Деятельность Кирилла и Мефодия.
  2. Для подгруппы 2: Реформы русской графики и орфографии.

Всем остальным:

  • почитать про слоговой принцип русской графики, например, здесь (§233).
  • подготовиться к обсуждению тем:
  1. Отношение к реформам орфографии в обществе.
  2. История буквы Ё. Нужна ли буква Ё в русском языке?

Дополнительные материалы:


Занятие 7 (14-19.10). Морфемика.

Домашнее задание – разобраться с теорией по темам:

  • Морфемный состав слова в русском языке. Классификации морфем.
  • Исторические изменения морфемной структуры слова (опрощение, осложнение, переразложение).

Материалы для изучения:


Занятие 8 (21-22.10, 2.11). Словообразование.

Домашнее задание:

  • Разберитесь с теорией по теме«Способы словообразования в русском языке».
  • Приведите примеры трех русских неологизмов, образованных какими-либо способами словообразования. Укажите способ словообразования.
  • Подготовьтесь к дискуссии по теме «Феминитивы в русском языке: за и против».

Материалы для изучения:

Научно-популярные статьи о феминитивах:


Занятие 9 (26, 28-29.10). Словари и другие источники информации о русском языке.


Занятие 10 (4-9.11). Лексико-семантическая система русского языка.

Домашнее задание – разобраться с теорией по темам:

  • Полисемия. Типы изменения лексического значения (сужение и расширение значения, метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос).
  • Лексическая омонимия.
  • Синонимия и антонимия.

Материалы:


Занятие 11 (12-18.11). Классификации лексики русского языка.

Домашнее задание – разобраться с теорией по темам:

  • Классификация лексики русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская и заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов.
  • Лексика общеупотребительная и ограниченной сферы употребления.
  • Лексика с точки зрения активного и пассивного словарного запаса (устаревшая лексика и неологизмы).

Материалы:


Занятие 12 (19-25.11). Фразеология. Принципы классификации частей речи.

Домашнее задание – разобраться с теорией по темам:

  • Понятие фразеологической единицы. Основные признаки фразеологизмов. Классификация фразеологизмов.
  • Принципы классификации частей речи в русском языке.

Материалы:


Занятие 13 (25-30.11). Именные части речи

Домашнее задание – разобраться с теорией по темам:

  • Имя существительное. Грамматические категории имен существительных.
  • Имя прилагательное. Грамматические категории имен прилагательных.
  • Имя числительное. Разряды числительных по значению и составу.
  • Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений.

Материалы: