Преподаватель – О.С. Горицкая.

Как проходит экзамен?

Экзамен проходит онлайн в Zoom (или в Skype, если возникнут проблемы в Zoom).

Вначале вы показываете заранее подготовленную фотографию документа (студенческого билета или паспорта) в режиме демонстрации экрана. Если ваш студенческий совмещен с банковской карточкой, замажьте ее номер.
Кроме того, вы можете установить фотографию своего студенческого на аватарку в зуме, и тогда идентификация будет проходить гораздо быстрее (я рекомендую сделать это).

Затем мы ведем беседу о языкознании.

При помощи генератора случайных чисел я вытягиваю вам билет. В нем три теоретических вопроса (два основных и один дополнительный) и два практических задания, не связанных с вопросами из билета (одно из практических заданий по классификациям языков). За основу берутся вопросы для традиционного экзамена (по ним и готовьтесь) – каждый вопрос разбивается на фрагменты. Продолжительность беседы – до 30 минут (думаю, что в основном мы будем справляться быстрее).

Времени на подготовку ответа не дается, но при необходимости я буду задавать наводящие вопросы.

Обратите внимание: ваша видеокамера должна быть обязательно включена на протяжении всего экзамена. По требованию руководства университета ведется видеозапись экзамена.

Когда студент закончит отвечать, я напишу в чат в скайпе о том, что новый студент может зайти в «виртуальную аудиторию» в Zoom.

Примеры практических заданий:

  1. Укажите тип знака (икона, индекс или символ).
  2. На примерах продемонстрируйте, с какими языковыми единицами связано слово кот синтагматическими (или парадигматическими, или иерархическими) отношениями.
  3. Охарактеризуйте русские/белорусские звуки по способу образования, или по месту образования, или по ряду и подъему.
  4. Определите русское/белорусское слово по описанию звуков: первый звук: голосовые связки дрожат; увула опущена; губы сомкнуты; второй звук…
  5. Охарактеризуйте звуки в слове клюква по соотношению тона и шума.
  6. Определите, какие изменения звуков речи наблюдаются в следующих словах: талончик…
  7. Докажите, что в русском языке есть фонемы <a> и <o>.
  8. Определите, какие фонемы русского языка могут быть описаны через сочетание следующих дифференциальных признаков: губно-зубная, фрикативная, звонкая, твердая (согласная).
  9. В каких словах выделяются конфиксы, а в каких – приставки и суффиксы? Объясните свой выбор.
  10. Укажите тип исторических изменений морфемного состава слова (опрощение или осложнение).
  11. Выделите в слове словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
  12. Приведите примеры словообразовательного и словоизменительного аффикса из изучаемого языка.
  13. Определите тип переноса значения (метафора или метонимия). Аргументируйте свой ответ.
  14. Определите, это омонимы или значения многозначного слова. Аргументируйте свой ответ.
  15. Определите тип фразеологизма (сращение, единство или сочетание).
  16. Какие типы семантических отношений между словами реализуются в следующих примерах? (Это синонимы, антонимы, омонимы, гипоним и гипероним.)
  17. Определите тип синонима. Укажите различия между синонимами, если таковые имеются.
  18. Какие слова из списка являются архаизмами, а какие – историзмами?
  19. Определите, какими грамматическими значениями различаются следующие словоформы и какими способами эти значения выражены.
  20. Приведите примеры синтетических и аналитических форм из русского и изучаемого иностранного языков.
  21. Определите синтаксическую связь в словосочетании.
  22. Выделите в предложении тему и рему.
  23. Определите, каким словом выражен семантический субъект в предложении.
  24. Отметьте, какие принципы орфографии определяют выделенные написания.

Кроме того, вы должны выучить генеалогическую классификацию языков (знать, к какой семье, группе, подгруппе относятся языки, указанные в таблице из лекции 19).

Как выставляется оценка?

Учитывается рейтинг (посещение семинаров, выполнение 10 тестов, активность и т.п.). Рейтинг может немного повысить или понизить вашу оценку. Если вы сделали все тесты вовремя, активно отвечали на семинарах, то это обязательно вам зачтется.

Обратите внимание: тесты, выполненные в июне, не учитываются в рейтинге.

70 % оценки – это ответ на экзамене.

Чем пользоваться при подготовке к экзамену?

Обычно для подготовки к экзамену достаточно материала, представленного в лекциях любого преподавателя кафедры, а также рекомендованных им материалов для самостоятельного изучения.

Не советую пользоваться т.н. шпорами по языкознанию: в них много ошибок. Лучше почитайте учебники (в низу страницы).

Когда пересдача?

Пересдачи во время сессии запрещены. Если не хотите думать о языкознании до конца сентября, учите сейчас. Пересдачи, к сожалению, бывают.

Нужно ли приходить на консультацию?

Только если у вас есть конкретные вопросы. Я не читаю лекции на консультациях и не проверяю присутствующих. Вы также можете задавать вопросы в группе в скайпе.

Консультации обычно проводится вечером в день перед экзаменом (если экзамен не в понедельник). Место – Zoom (там же, где проходили семинары).

Расписание консультаций

  • ФАЯ, 111 – 3.06 в 18.00.
  • ФАЯ, 109 – 4.06 в 18.00.
  • ФРЯ, 103/1, 104/1 – 5.06 в 18.00.
  • ФРЯ, 101/1, 101/2 – 8.06 в 18.00.
  • ФРЯ, 104/2, 104/3 – 9.06 в 18.00.
  • ФРЯ, 102/1, 102/2 – 12.06 в 18.00.
  • ФРЯ, 103/2 – 18.06 в 18.00.
  • ФАЯ, 110 – 19.06 в 12.00.
  • ФАЯ, 108 – 22.06 в 18.00.

А вообще, на экзамене ничего страшного не происходит. Нужно просто приложить немного усилий, чтобы получить представление о том, что такое лингвистика.

Успехов!

Дадаць каментар