Текст адресован главным образом студентам, который готовят свой первый или второй доклад на научную конференцию.
Научные конференции проводятся для того, чтобы ученые могли обсудить свои работы с коллегами. На конференциях преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты знакомятся с научными исследованиями друг друга. Да-да, научными исследованиями, поэтому подразумевается, что доклад на конференции – это не просто речь на заданную тему. Это рассказ о решении вами какой-либо научной проблемы.
Как правило, в докладе рассказывается о результатах анализа языкового материала (мы обсуждаем доклады по лингвистике, о педагогике или страноведении спросите у соответствующих специалистов). Возможны и сообщения теоретического характера, но только если вы сами придумаете какую-либо концепцию и сможете ее убедительно представить.
Чем не должен быть доклад:
- пересказом чужих мыслей (рефератом), даже если мыслей очень много и они очень интересные (чужие мысли могут быть, с соответствующими ссылками, конечно, однако кроме них в докладе должно быть что-то ваше);
- сочинением на свободную тему (эссе).
В идеале вначале проводится исследование, а потом у ученого возникает желание поделиться полученными результатами с общественностью. В действительности иногда вначале возникает желание поучаствовать в конференции (например, чтобы не защищать курсовую работу на кафедре), а потом в срочном порядке проводится исследование. Но хороший доклад можно подготовить в любом случае. Если вы не стремитесь подготовить хороший доклад, просто не подавайте заявку на участие в конференции.
Выбирая тему для доклада, учитывайте, что для сообщения о результатах своей работы у вас будет всего 5 минут. Поэтому тема должна быть достаточно, но не слишком узкой. Доклад должен быть интересен не только вам, а излишне узкие темы не всегда понятны, а значит, и вряд ли интересны людям, далеким от сферы ваших научных изысканий. Вообще, при подготовке и чтении доклада нужно думать о слушателях — стремиться говорить четко, ясно и не слишком скучно.
Структура доклада достаточно свободна. Не нужно перечислять все пункты, которые будут у вас в курсовой (предмет, объект и прочее). Сосредоточьтесь на той новой информации, которую вы можете передать вашим слушателям.
Обычно во вступительной части к докладу (не более ¼ текста) должны быть освещены следующие вопросы:
-
- Какую научную проблему вы будете решать? (“Доклад посвящен…” / “Целью данного доклада является ответ на вопрос…” и т.п.).
- Как вы решали научную проблему?
Желательно четко указать, сколько материала вы проанализировали и охарактеризовать этот материал (100 слов из такого-то словаря или 250 диалогических единств из такой-то пьесы такого-то автора). Если вы сами понимаете, что вашего материала мало, имеет смысл сказать, что пока вы находитесь на начальном этапе исследования и проверяете свою гипотезу. Описание материала можно опустить, но в любом случае надо быть готовым к ответу на вопрос “А что именно вы анализировали?”.
Если вы использовали какую-то конкретную процедуру исследования (метод), например, ассоциативный эксперимент или компонентный анализ, скажите об этом. Методы типа “контекстуальный анализ”, “сопоставительный анализ” или “интроспекция” обычно не нуждаются в упоминании ввиду неопределенности процедуры исследования.
-
- Насколько изученной является эта проблема?
Подробно перечислять десятки фамилий исследователей не стоит (но несколько известных имен назвать можно). Оцените лишь изученность проблемы в целом, отметьте аспекты, в которых явление анализировалось, и новизну вашей работы. Если вы не можете сказать, в чем именно новизна вашей работы, не говорите ничего. Лучше ничего, чем общие фразы, в которых не слишком много смысла.
-
- Почему нужно (важно и интересно) изучать то, о чем вы собираетесь рассказать?
При формулировке актуальности темы постарайтесь избежать банальностей и просто “воды”. Нужно заинтересовать ваших слушателей. Если ничего конкретного в голову не приходит, лучше вообще не говорить об актуальности.
Далее вы переходите к основной части доклада, где рассматриваются результаты вашего исследования. Кратко и емко сформулируйте основные тезисы вашей работы. При этом учитывайте, что в хорошем докладе содержится не только перечисление фактов, но и их интерпретация (ответ на вопрос “Почему так происходит?” и т.п.).
Не забудьте проиллюстрировать свои тезисы примерами. Примеры выбирайте наименее спорные и наиболее интересные.
Поскольку не все слушатели могут знать язык, который вы изучаете, сделайте раздаточный материал – листочек, на котором будет содержаться следующая информация (в среднем на аудиторию хватает 10-15 копий):
- ФИО и информация о вас (факультет, курс, по желанию e-mail – вдруг кто-то захочет вам помочь и отправит информацию по вашей теме);
- Тема доклада;
- Основные тезисы доклада (очень кратко) и примеры с переводами или только примеры с переводами.
Обратите внимание на эстетическую сторону хэндаутов: они должны быть красиво отформатированы и не содержать ошибок.
Завершается доклад выводами. Самый простой тип выводов – краткий пересказ основных тезисов. В конце доклада можно рассказать о ваших планах на научное будущее (перспективы исследования).
В хороших выводах содержится не только краткий пересказ результатов исследования, но и их интерпретация (ответ на вопрос “И что с того?”). По сути, в выводах вы должны ответить на тот научный вопрос, который был поставлен в начале доклада, и сделать так, чтобы ни у кого из присутствующих не осталось сомнений в том, надо ли изучать то, что вы изучаете, и так, как вы это изучаете.
Доклад на конференцию пишется в научном стиле, однако излишне тяжеловесных конструкций лучше избегать, поскольку они плохо воспринимаются на слух. Можно не употреблять научное “мы” (мне больше нравится “я” в устной речи, но это дело вкуса и привычки), однако о научной скромности как таковой забывать не стоит.
Читать или рассказывать доклад? Если вы способны четко передать содержание вашего доклада без лишних подробностей и лирических отступлений, рассказывайте. Проще, конечно, прочитать. Однако читать доклад — это не уткнуться в бумажку и монотонно оттараторить свой текст. Читайте “с выражением”, отрываясь от листочка, чтобы посмотреть на аудиторию.
После вашего выступления слушатели могут задать вопросы или высказать свои замечания, сомнения, мысли по поводу и т.п.. Запишите все, что сказали вам, на листок с докладом, а лучше попросите друга/подругу/соседа/соседку это сделать. Все это пригодится при написании курсовой/дипломной.
Если вы не знаете ответ на вопрос, не стесняйтесь в этом признаться: “К сожалению, пока я не располагаю достаточной информацией, чтобы ответить на ваш вопрос. Я учту его в дальнейших исследованиях” (можно и не так витиевато). Если вопрос показался вам странным, просто сообщите, что подумаете о нем.
Если вы не уверены в ответе, скажите, например: “Этот вопрос требует дополнительного изучения. Но я могу предположить…”.
Если вам показалось, что вы уже ответили на этот вопрос в своем докладе, не стоит указывать на то, что человек невнимательно вас слушал. Может быть, у вас не получилось донести свою мысль до аудитории. Повторите и конкретизируйте. Если очень хочется, добавьте что-то вроде “Я пытался ответить на этот вопрос в докладе, но, видимо, мне не удалось сделать это достаточно четко”.
В целом необходимо соблюдать этику научной дискуссии. Даже если вы не согласны с оппонентом, поблагодарите его за возможность взглянуть на проблему с другой стороны.
Перед выступлением на конференции необходимо заранее показать доклад научному руководителю.
Чтобы быть уверенными в том, что вы уложитесь в отведенные вам 5-7-10 минут, не поленитесь и прочитайте доклад вслух дома. Кроме того, чтение вслух помогает несколько отстраниться от текста, и вам могут прийти в голову какие-то новые мысли.