Темы семинаров
Язык и языки
Презентации к 1-й теме (кафедральные материалы).
Статьи к 1-й теме (кафедральные материалы).
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Происхождение языка: проблемы и концепции.
- Определение тождества/отдельности языковых образований: критерии и результаты.
- Генеалогическая классификация языков. Гипотеза родства языков. Понятие праязыка. Метод анализа (Одри, Трубецкой, Бенвенист).
- Гипотезы дивергентного и конвергентного развития языков (Одри, Трубецкой).
- Типологическая классификация языков. Лингвистические универсалии
- Ареальная классификация языков.
- Социально-функциональная классификация языков.
Дополнительные материалы:
- Зализняк А.А. Об исторической лингвистике (очень простое изложение).
- Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике // Наука и жизнь. — 2009. №1, №2.
- О неизбежности происхождения человеческого языка: лекция Светланы Бурлак.
- Ностратическая лингвистика и праязык человечества: программа А. Гордона. Беседа с С.А. Старостиным и А.В. Дыбо.
- Древо языков: программа А. Гордона. Беседа с С.А. Старостиным и М.Ю. Милитаревым.
- О ностратической макросемье, о том, как Адам разговаривал с Евой, о том, почему языков стало так много и т.д.: интервью с Вяч.Вс. Ивановым.
- Супрунчук Н.В. Языковые семьи // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009.
- О реконструкции просто.
- Реформатский А.А. Генеалогическая классификация языков // Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2007. С. 411-443 (скачать учебник).
- Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта, Наука, 2003 (ссылка для скачивания выше).
- Классификация языков // Энциклопедия “Кругосвет”.
II. Человек и знаки
Все материалы к 2-му семинару: статьи классиков, презентации (5 mb, есть в читальном зале) (кафедральные материалы).
Презентации к 2-й теме(кафедральные материалы).
Статьи к 2-й теме (кафедральные материалы).
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Семиотика как наука о знаках. Ее история и составные части (Эко, Пиаже).
- Знак и его свойства.
- Типологии знаков и их основания.
- Языковой знак и его характеристики. Асимметрия и произвольность знака. Иконичность языковых единиц и структур (Соссюр, Бенвенист, Якобсон, Карцевский).
- Язык как системно-структурное целое.
Дополнительные материалы:
III. Язык и коммуникация
Презентации к 3-й теме (кафедральные материалы).
Статьи к 3-й теме (кафедральные материалы).
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Язык в отношении к другим системам коммуникации (Бенвенист).
- Функции языка и речи (Бюлер, Якобсон).
- Принципы речевого общения. Постулаты Г.П. Грайса (Грайс) .
- Теория речевых актов (Серль, Остин).
- Причины коммуникативных неудач (Земская и Ермакова).
Дополнительные материалы:
IV. Язык и культура
Презентации к 4-й теме (кафедральные материалы).
Статьи к 4-й теме (кафедральные материалы).
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Взаимодействие языка и культуры (Сепир, Вежбицкая, Ладо).
- Понятие нормы. Типы норм. (В вопросах написано: “Язык как социально-историческая норма”).
- Языковая культура и языковая политика (Герд, Едличка).
- Гипотеза лингвистической относительности (Уорф).
Дополнительные материалы:
V. Язык и когнитивные структуры
Презентации к 5-й теме (кафедральные материалы).
Статьи к 5-й теме (кафедральные материалы).
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Принципы категоризации. Базовый уровень категоризации (Лакофф).
- Прототипы, их классификация и основания формирования (Лакофф, Вежбицкая).
- База знаний для коммуникации. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре (Филлмор, Солсо).
- Стратегии понимания текста (Ван Дейк и Кинч — если эта статья непонятна, то читайте работы Демьянкова о понимании текста, см. ниже).
Дополнительные материалы:
VI. Направления и методы лингвистики
Экзаменационные вопросы (подготовка к обсуждению):
- Основные направления в лингвистике.
- Языкознание древности и средневековья.
- Сравнительно-историческое языкознание. Его значение для развития науки о языке.
- Структурализм и его значение для развития науки о языке.
- Коммуникативная лингвистика.
- Генеративная лингвистика. Когнитивная лингвистика.
- Методы лингвистических исследований (компонентный анализ, трансформационный метод, дистрибутивный метод, метод непосредственно/непосредственных составляющих, сравнительно-исторический метод, статистические и психолингвистические методы).
Литература: