Области лингвистики

Как выбрать тему?

Тема должна быть в первую очередь интересной для вас. Если вы планируете заниматься наукой дальше (например, поступать в магистратуру, а может, в аспирантуру), то тема должна быть перспективной в научном плане (поверьте, не все темы в списках курсовых такие, поскольку мало студентов планирует заниматься наукой серьезно). Не забудьте сообщить о своих планах научному руководителю, чтобы не жалеть о выборе потом. Если вы работаете где-то, то тоже не стоит скрывать это от научного руководителя. Возможно, удастся использовать ваш профессиональный опыт при написании курсовой.

В 2014-2015 гг., например, у меня писали курсовые и дипломные работы на такие темы:

  • Ирония и сарказм в дебатах;
  • Грамматические особенности афроамериканского варианта английского языка (на материале хип-хопа);
  • Дискурсивные маркеры в субтитрах;
  • Языковые особенности слоганов к кинофильмам;
  • Лингвистические характеристики поисковых запросов;
  • Диминутивы в английском и в русском языках: корпусное исследование.

Старые темы:

И вот еще любопытная статья о том, что можно анализировать в речи (на материале современного английского языка).

Что делать, если из предложенных сотен тем вам вообще ничего не интересно?

Конечно, можно выбрать любую тему (например, ту, что осталась, или ту, что вроде бы полегче, или ту, что под номером 5 на странице 5, потому что это ваше счастливое число), собрать волю в кулак и написать по ней курсовую/диплом. Есть такое слово «надо», мыть посуду тоже неинтересно, жизнь состоит не только из приятных моментов – эти и подобные высказывания вы, наверное, уже не раз слышали и, возможно, даже смирились с подобным положением дел.

Есть и другой выход – придумать свою тему и обсудить ее с потенциальным научным руководителем.

Не нужно бояться предлагать свою тему: преподаватель не будет обижаться из-за того, что вы не выбрали ничего из его списка, скорее наоборот, он порадуется, что вас что-то в лингвистике интересует.

В выборе своей темы можно идти от материала. Если занятия наукой после окончания вуза не входят в ваши планы, то выбор велик. Может, вы замечали какие-то любопытные языковые или коммуникативные явления, когда смотрели фильмы? Изучите это явление. Может, вам понравилось, как пишет какой-то писатель? Не проблема: на материале творчества писателей можно изучать разные интересные вещи. Любите играть в шашки? Даже здесь можно найти тему. К примеру, проанализировать монологи и диалоги людей, играющих в шашки, с точки зрения прагматики, а может, и психолингвистики. Интересуетесь музыкой, компьютерами, спортом, общением с друзьями… что там еще пишут в своих интересах в социальных сетях? Пишите про это. Язык обслуживает все стороны жизни человека, а научную проблему, которой хватит на диплом, можно найти практически где угодно.

Другой (как правило, более перспективный в собственно научном отношении) путь – идти от области лингвистики, которая вам ближе. Вам кажутся любопытными проблемы коммуникации, лингвистические особенности художественной литературы, связи языка и культуры, языка и мышления, языка и общества и т.п. – выбирайте соответствующую сферу «внешней» лингвистики: прагматику, поэтику, лингвокультурологию, психо- или социолингвистику и т.д.

Конечно, тема вашей курсовой не должна полностью совпадать с темой чьей-то диссертации или монографии. При написании работы вы должны сделать что-то сами, прийти хоть к маленькому, но к своему выводу (степень новизны зависит только от ваших амбиций и способностей). Это будет сложнее (но не невозможно) сделать, если до этого над этой же темой основательно поработали уже другие (как правило, более квалифицированные) исследователи. Выберите другой ракурс, другие языки и т.п.

Дадаць каментар