Нужно ли вообще писать или можно списать?
Списывать курсовую работу нельзя. Списать можно, если вам повезет и вас не поймают. Если научному руководителю все равно, списываете вы или нет, ваше отношение к работе может увидеть рецензент дипломной работы и поставить вам плохую оценку.
Что такое плагиат?
Необходимо понимать, что цитирование бывает двух видов:
1) прямое (воспроизведение слов),
2) косвенное (воспроизведение идей).
Ссылки на источник информации необходимы всегда. Но если при прямом цитировании нужны кавычки и ссылка на источник с номером страницы, то при косвенном цитировании нужна только ссылка на источник (номера страниц указываются, если идея локализована на одной или нескольких страницах).
Плагиатом считается воспроизведение как чужих слов, так и чужих мыслей без соответствующих ссылок. Другое дело, что воровство чужих слов обнаружить гораздо проще. Как правило, можно обойтись без систем типа AntiPlagiat.ru.
Умение ссылаться на источники информации указывает на то, что студент умеет разграничивать свое и чужое, а это очень важно, причем не только с этической точки зрения.
Запомните: все чужие слова и мысли сопровождаются обязательной ссылкой на источник! При наличии в курсовой или дипломе незакавыченных цитат любого объема работа не допускается к защите.
Нужно понимать, что обилие ссылок в студенческой работе является не недостатком, а скорее достоинством. Если вы много ссылаетесь на других исследователей, преподаватель не подумает, что у вас не хватает ума, чтобы придумать что-то свое. Правда, надо понимать, что ссылки на источники должны быть частью аналитического обзора существующих в науке представлений о вашем объекте исследования, а не случайной подборкой умных мыслей и афоризмов.
Несколько ссылок для размышления о плагиате:
- Заметка об отношении к плагиату в западных вузах и у нас
- Об использовании антиплагиата в вузах
- Отчисление студентов за плагиат
- Поучительная история об отставке венгерского президента из-за обнаружения плагиата в его диссертации
Как правильно оформить цитату?
1. Как правило, цитату нужно ввести. Для этого используются вводные конструкции типа «Л.В. Щерба отметил», «как показал У. Вайнрайх», «по мнению Дж. Лакоффа» и т.п. Уточните пол автора. И обратите внимание на порядок слов: вначале инициалы, потом фамилия. Цитировать без инициалов в русской академической традиции считается излишне фамильярным.
Откройте любую научную статью или монографию и посмотрите, как автор вводит цитаты. Если вы не согласны с цитатой, не забудьте об этом написать, иначе читатель об этом не узнает. Да, с мнениями ученых (даже самых известных) можно не соглашаться, но в таком случае надо продумать свою аргументацию. Писать «Ф. де Соссюр был прав» и даже «Как правильно отметил Ф. де Соссюр» не стоит.
2. После цитаты в квадратных скобках указывается ее источник со страницей – например [1, c. 76]. 1 – это номер статьи, книги и т.п. в списке литературы.
Можно заменять ссылки типа [1, c. 76] на [Арутюнова 1999, с. 76], однако последний вид ссылок по непонятным мне причинам не приветствуется при оформлении диплома.
Подробности можно узнать в пособии о цитировании.
Как автоматически оформить цифровые библиографические ссылки?
Если вы решили использовать цифровые ссылки, не нужно расставлять их вручную на ранних этапах работы над текстом: при добавлении новых позиций в список литературы вам придется переделывать все ссылки в работе. Эти скучные механические манипуляции придется проделать не раз за время работы над курсовой и дипломом. В MS Word существует возможность сделать это автоматически при помощи гиперссылки, номер которой будет меняться с изменением порядкового номера цитируемого источника в списке литературы. В версии 2007 этот инструмент называется «Перекрестная ссылка». Рассмотрим, как им пользоваться:
1. Делаете автоматическую нумерацию позиций в списке литературы (повторю: вначале идет кириллица, затем – латиница). Не поленитесь заодно использовать автоматическую сортировку от А до Я .
2. В нужном месте откройте квадратные скобки и найдите в меню «Ссылки» элемент «Перекрестная ссылка». Выберите следующие параметры: тип ссылки – абзац, вставить ссылку на – номер абзаца, вставить как гиперссылка – галочка, для какого абзаца – номер нужного источника в библиографии (кликните по нужной позиции) и нажмите «вставить».
3. Теперь у вас есть цифра, которая будет меняться вместе с изменениями в вашей библиографии. Чтобы обновить номера ссылок во всей курсовой, выделите весь документ, нажмите по правой кнопке мыши и выберите «обновить поле».
Так же можно ссылаться на номера таблиц, глав, разделов, приложений и т.д.
Если у вас другая версия Word, посмотрите в справке, где искать перекрестные ссылки.
Какой максимальный объем цитаты?
Единых четких требований на этот счет не существует. На мой взгляд, оптимальный объем цитаты в текстах типа курсовой работы – до 7-8 строк. Цитаты большего объема в курсовых работах редко вызваны реальной необходимостью, обычно это следствие нежелания формулировать мысли самостоятельно. Фрагмент цитаты можно опустить, если это не искажает ее содержание, в таком случае на месте пропуска ставится .
Страница не должна состоять на 90% из цитат – нужно дополнять чужие слова своими связками, обобщениями, мыслями и т.д. Половину страницы могут занимать цитаты, а другую половину — ваши слова (в т.ч. обобщения).
Можно ли взять цитату не в первоисточнике?
Цитировать из чужих рук с использованием ссылок типа «цит. по…» не рекомендуется, за исключением случаев, когда вам нужно процитировать крайне необходимые для вашего текста слова из очень редкого издания. В этом случае после цитаты в квадратных скобках помещаются слова «цит. по» + соответствующий пункт в вашей библиографии.