грамотность

Минский государственный лингвистический университет

Переводческий факультет, 1-й курс

Весенний семестр 2011 г.

Преподаватель — к.ф.н. Горицкая Ольга Сергеевна

Учебники по культуре речи

  • Введенская Л.А., Павлова, Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Изд. 6-е. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. 544 с (pdf, 2mb).
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М: Логос,2003. 432 с (doc, 0.5mb).
  • Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. (web; doc, rar, 0.5mb).
  • Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001. (ссылка)
  • Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. проф. В. И. Максимова. М.: Гардарики, 2001. 413 с. (doc, 2mb)

Расчет рейтинга:

  • текущие работы (контрольные и ответы) — 0,6,
  • посещаемость — 0,1,
  • зачет — 0,3.

Тема I. Нормативный аспект культуры речи (семинары 1-2)

Материалы к семинару (теория и упражнения).

Д/з на 2-й семинар: доделать все упражнения из распечатки.

Вопросы для рассмотрения:

    1. 1. Русский литературный язык и другие формы существования общенародного языка.
    1. 2. Аспекты культуры речи.
    1. 3. Норма.
    1. 3.1. Функции нормы.
    1. 3.2. Типы норм. Варианты.
    1. 3.3. Изменчивость норм.
    1. 4. Русский язык в РБ. Интерференция.

Материалы для чтения:

1. Изменения норм русского языка.

Что произошло с русским языком в сентябре 2009 г.?

Приказ “Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации”.

Версия СМИ:

Версия ученых:

2. Региональные отличия в лексике русского языка.

Тема II. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи (семинар 3)

Материалы к семинару (теория и упражнения) — нужно распечатать к 3-му семинару.

Д/з на 3-й семинар: сделать все упражнения из распечатки.

Вопросы для рассмотрения:

    1. 1. Коммуникативные качества речи: правильность, логичность, богатство, чистота, ясность, точность, уместность, выразительность. Логичность речи (логические ошибки и намеренное нарушение логики).
    1. 2. Речевой этикет.

Материалы для чтения:

1. Коммуникативные качества речи.

О коммуникативных качествах речи

О логичности речи: 1,2.

2. Речевой этикет.

Тема III. Орфоэпия. Орфоэпические нормы (семинар 4)

Материалы к семинару (теория и упражнения).

Д/з на 4-й семинар: сделать все упражнения из распечатки.

Вопросы для рассмотрения:

    1. 1. Основные акцентологические нормы русского языка.
    1. 2. Произношение [э]/[о].
    1. 3. Произношение твердых и мягких согласных, сочетаний согласных ([чн]/[шн] и др.).

Словари

  • Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 943 с (входит в список “правильных” словарей).
  • Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Астрель, АСТ, 2003 г. – 1182, [2] с. (скачать, нераспознанный pdf, rar, 8mb).
  • Зарва М.В. Русское словесное ударение (и другие словари, если в словаре ударений нет нужного слова) на «Грамота.ру».

Материалы для чтения

Тема IV. Графика и орфография. Орфографические нормы (семинар 5)

Материалы к семинару (теория и упражнения) (в формате pdf, нужен Acrobat Reader).

Д/з на 5-й семинар:

1. Сделать все упражнения из распечатки;

2. Написать на отдельном листе небольшой связный текст (лучше) или 10 предложений с использованием 10 разных слов из темы «Орфоэпия» (слова подчеркнуть, ударения не расставлять).

Вопросы для рассмотрения:

    1. 1. История русской графиики и орфографии.
    1. 2. Принципы орфографии.
    1. 3. Основные орфографические нормы.

Справочные материалы

Материалы для чтения

1.Понятие орфографии.

2.История русской графики и орфографии.

3.Орфографические споры.

а.«Беларусь» или «Белоруссия»: как правильно? Языковые нормы и политика.

б. Нужна ли буква Ё в русском языке?

О букве Ё в википедии и СМИ <a href=”http://ru.wikipedia.org/wiki/Ё_(кириллица)

“>1, 2.

Лингвисты о Ё:

Полярные мнения:

  • За “ёфикацию”: 1, 2.
  • Против “ёфикации”: 1.

Тема V. Лексика. Лексические нормы (семинар 6)

Материалы к семинару (теория и упражнения).

Д/з на 6-й семинар:

1. Сделать задания из распечатки.

2. Подготовиться к контрольной работе по орфоэпии и орфографии (в т.ч. написать текст с использованием слов из темы “Орфоэпия”).

Вопросы для рассмотрения

    1. 1. Нарушение лексической сочетаемости.
    1. 2. Речевая избыточность: тавтология и плеоназм.
    1. 3. Речевая недостаточность.
    1. 4. Смешение паронимов.
    1. 5. Употребление слова в несвойственном ему значении.
    1. 6. Лексическая неоднозначность.
    1. 7. Неуместное употребление нелитературной лексики (жаргонизмов, диалектизмов, просторечных слов и т.п.).

Словари

Материалы для чтения

1. О новых явлениях в области лексики русского языка (о заимствованиях и др.)

  • Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008. (скачать в формате fb2 (0,4Mb), нужна программа для чтения этого формата, например, эта — 1,67Mb).

2. Обсценная (=бранная, ненормативная) лексика: где и когда можно употреблять и можно ли вообще?

Тема VI. Лексикография. Основные словари русского языка (семинар 7)

Задание для всех:

    1. Разобрать материалы по теме «Типы словарей. Основные проблемы лексикографии» – скачать в формате

pdf

    1. или

ppt

    (powerpoint).

Материалы по разным типам словарей:

Индивидуальные сообщения (распределить темы, дополнительные материалы ищите самостоятельно):

1.Словарная статья. Словарные пометы и их типы.

2. Основные толковые словари русского языка (словарь Ожегова, Ушакова, Кузнецова, Малый академический словарь под ред. Евгеньевой).

3. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

4. Частотные словари.

5. Ассоциативные словари.

6. Словари языка писателей.

7. Электронные словари.

Известные лексикографы

8. В.И. Даль (о самом ученом, а не о словаре)

9. С.И. Ожегов

10. Н.Ю. Шведова

11. Ю.Д. Апресян (упомянуть о лексикографической деятельности).

Требования к сообщениям:

1. Продолжительность: 3 мин. максимум.

2. Структура: вступление, основная часть и заключение (не слово «всё»).

3. Содержание: меньше дат, отсутствие ненужных подробностей и непонятных для докладчика слов, примеры словарных статей.

4. Воспроизведение: рассказывать, а не читать.

Тема VII. Морфология. Нормы употребления существительных и прилагательных (семинар 8)

Упражнения к семинару.

Д/з на 8-й семинар: сделать все упражнения из распечатки.

Материалы для чтения

1. О существительных:

  • Имя существительное // Энциклопедия для детей “Аванта+”. Том 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1999. – С. 167-174.

2. Род склоняемых и несклоняемых существительных, колебания в роде.

3. Формы единственного и множественного числа. Существительные singularia tantum и pluralia tantum.

4. Склонение существительных.

5. Правописание суффиксов и окончаний существительных.

Тема VIII. Морфология. Нормы употребления числительных и местоимений (семинар 9)

Упражнения к семинару.

Д/з на 9-й семинар: сделать все упражнения из распечатки.

Материалы для чтения

1. Нормы употребления числительных:

2. Нормы употребления местоимений: разряды местоимений, особенности использования «вежливых» форм и анафорических местоимений, правописание местоимений.

3. История «вежливого» Вы/вы.

4. Переносное употребление форм местоимений (авторское мы и др.)

Тема X. Синтаксические нормы: словосочетание (семинар 11)

Упражнения к семинару.

Д/з на 11-й семинар:

1. Сделать задания из распечатки.

2. Подготовиться к контрольной работе по темам: «Лексические нормы», «Лексикография», «Морфологические нормы: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие».

Материалы для чтения

Тема XII. Культура письменной речи: аргументация. Пунктуационные нормы (самостоятельное повторение) (семинар 13)

Упражнения к семинару.

Д/з на 13-й семинар:

1. Разобрать задания по аргументации из распечатки.

2. Письменно сделать все упражнения из раздела “Пунктуационные нормы” в распечатке.

Материалы для чтения

Материалы для самостоятельного повторения

Тема XIII. Культура письменной речи: эссе (семинар 14)

Д/з на 14-й семинар: написать эссе на одну из тем.

Материалы для ознакомления

Примеры эссе (не студенческих)

Дадаць каментар