Когда человек говорит, он обычно не задумывается о том, как образуются звуки. Их произношение воспринимается как автоматическое действие, подобное дыханию или глотанию. Однако есть ситуации, когда произнесение звуков обращает на себя внимание. Это происходит, например, при изучении иностранных языков. На занятия по фонетике (именно этот раздел языкознания изучает звуки) учащиеся часто берут с собой зеркальце. Оно нужно, для того чтобы проследить за артикуляцией – работой языка, губ и других органов речи при произнесении звуков.
В разных языках существуют свои особенности артикуляции. В белорусском или русском при образовании звука [а] язык находится в нейтральном положении (не продвигается вперёд и не отодвигается назад). А во французском существует несколько разных [а]: задний (похож на русский или белорусский), передний (язык продвигается вперёд, к зубам) и носовoй (мягкое нёбо опускается, и струя воздуха проходит не только через ротовую, но и носовую полости). Подобный носовой гласный был в языке древних славян и сохранился в польском.
Существуют некоторые универсальные закономерности фонетики, которые во многом обусловлены строением речевого аппарата человека. Так, во всех языках мира звуки речи делятся на гласные и согласные.
Струя воздуха идёт из лёгких и проходит через гортань, где находятся голосовые связки (см. Речевой аппарат). При их вибрации образуется тон, из которого состоят гласные звуки. Они получают разное звучание в зависимости от того, продвигается ли язык вперёд, находится в нейтральном положении или отодвигается к заднему (мягкому) нёбу. Эти положения языка определяют ряд гласного звука. Звук [э] – гласный переднего ряда, а [о] – заднего.
Кроме того, язык может подниматься вверх. Такие движения определяют подъём звука. При произнесении звука [а] язык не поднимается вверх, это открытый (широкий) гласный. Именно его просит произнести врач, когда хочет осмотреть горло пациента. Если нижняя челюсть приподнята и язык поднимается вверх, то мы имеем дело с закрытыми (узкими) гласными [и] и [у].
Звуки [и] и [у] отличаются не только рядом, но и лабиализацией – участием губ в артикуляции. При произнесении [у] губы вытянуты в трубочку, а при артикуляции [и] они расслаблены. В белорусском и русском языках губы принимают участие только в произнесении гласных заднего ряда. А, например, в немецком языке губы работают и при произнесении гласного переднего ряда [œ]: schön «красивый, прекрасный».
Когда струя воздуха, идущая из лёгких, встречает на своём пути какие-либо препятствия, то возникает шум (к примеру, кончик языка может соприкоснуться с зубами или проникнуть между зубов – ср. произнесение русского [д] и английского [ð] в слове think «думать») и образуются согласные звуки. Шума может быть больше и меньше, чем тона. Тон преобладает над шумом при произнесении сонорных согласных звуков, например русского или испанского [л]. Сонорные звуки иногда можно пропеть, как гласные. Это, например, делают йоги при медитации: Ом-м-м… Когда тона меньше, чем шума, то мы имеем дело со звонкими согласными: [ж] или [з]. Если голосовые связки не работают, то произносятся глухие звуки, к примеру русское или английское (придыхательное) [п].
Классификация согласных звуков не исчерпывается их делением на сонорные, глухие и звонкие. Согласные также различаются в зависимости от того места в полости рта, где образуется преграда. Например, при артикуляции звука могут смыкаться губы – такие звуки, например [м], называются губными. Если при образовании звука основную работу совершает язык, то это язычный согласный (они делятся на типы в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – принимает участие в артикуляции и с каким пассивным органом – например, с зубами или нёбом – она соприкасается). Выделяются и увулярные звуки: они произносятся, когда соприкасаются задняя часть языка и увула (см. Речевой аппарат). Увула работает при произнесении «картавого» [р]. Препятствие также может образовываться не в полости рта, а в гортани. Такие гортанные звуки есть в арабском и иврите.
Если сравнить произношение первого звука в слове год по-русски и по-белорусски, то в обоих случаях преграда будет образовываться при помощи задней части языка. Однако при артикуляции русского [г] в полости рта образуется смычка, которая резко прорывается струёй воздуха. Такие звуки называются смычно-взрывными. А при произнесении белорусского [γ] образуется узкая щель, воздух проходит через неё с трением — это фрикативные, или щелевые, звуки. Трение часто сопровождается шипением – [ж]/[ш] и свистом – [з]/[с].
В некоторых языках, к которым относятся русский и белорусский, многие согласные противопоставляются по твёрдости/мягкости. Смягчение звуков осуществляется следующим образом: органы речевого аппарата ведут себя привычным образом (как и при произнесении твёрдых звуков), но дополнительно работает средняя часть спинки языка – она приподнимается вверх, к нёбу, как при произнесении звука [й].
Когда звуки складываются в слова и предложения, с ними могут происходить различные изменения. Например, в безударных слогах гласные могут подвергаться редукции (ослабляться). А на конце слова звонкие согласные могут оглушаться. Это приводит к тому, что слова порог, порок и парок на слух неразличимы. В потоке речи звуки, как однотипные (например, два согласных), так и разнотипные (согласные и гласные), могут влиять друг на друга. Иногда оказывается удобнее произносить рядом похожие звуки, а иногда, наоборот, разные. Русским удобнее расподобить соседние заднеязычные по способу образования – мя[х’к’]ий, а белорусам не составляет труда произнести мя[к’к’]і. Кстати, в рус. слове мягкий наблюдается также и уподобление звуков по глухости: под влиянием [к] предшествующий согласный оглушается (ср. мя[г]ок, где такого оглушения нет). Артикуляция, характерная для последующего звука, может накладываться на артикуляцию предшествующего. Например, при произнесении звука [т] в имени Тоня губы вытягиваются в трубочку (сказывается влияние [о]), а при артикуляции [т] в имени Таня этого не происходит.
В языках мира встречаются много необычных звуков. В некоторых африканских языках есть щёлкающие звуки. Они похожи на звук поцелуя, только в их произнесении участвуют не губы, а язык. Такие звуки изредка произносят и русские – при имитации цоканья конских копыт. Однако в африканских языках они очень важны, т.к. различают слова, как русские звуки [л] «Щёлкающую песню»«Щёлкающую песню» африканской певицы Мириам Макеба. Щелчки, похожие на звук какого-то народного инструмента типа кастаньет, на самом деле являются обычными звуками речи.
Горицкая, О.С. Звуки речи / О.С. Горицкая // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. — С. 46-47.