1. Не должно быть текста, который бы занимал большую часть слайда. Вообще не должно быть связных фрагментов текста. Только ключевые слова, только хардкор. Текст не для того, чтобы докладчик его декламировал, текстовые элементы слайда помогают аудитории следить за ходом рассказа выступающего!
Замечание: нужно понимать, чем письменный (книжный) текст отличается от устного. Например, в устной речи мы не используем причастные/деепричастные обороты (город, основанный в середине Х в.), длинные нагромождения существительных (необходимость постановки вопроса решаемости проблемы), вложенных друг в друга придаточных (да и вообще длинных предложений). Когда делаете презентацию, нужно ориентироваться именно на устную речь. А лучше всего, как сказано выше, – просто ставить на слайд ключевые слова.
Как понять, какие слова – ключевые? Допустим, у вас есть связный текст в документе Word, на основе которого вы хотите сделать слайд. Выделите жирным шрифтом самое важное в этом фрагменте текста. Теперь на слайд скопируйте только то, что вы выделили. Задача выполнена!
2. Не стоит делать всю презентацию в виде бесконечного списка. Списки использовать строго по делу. Если на слайде только один пункт – уберите буллет (маркер списка), который Поверпойнт ставит автоматически.
3. Если на слайде есть несколько самостоятельных фрагментов текста — использовать отложенный по клику показ абзацев.
4. Должны быть иллюстрации. Используйте поиск по картинкам Google и Yandex. Делайте диаграммы в Excel. Если уж ни с тем, ни другим ну никак, то в конце концов, добавьте хоть котиков!
5. Правильный подбор цветов (учет сочетаемости цветов), гармония цвета фона и цвета шрифта: на некачественных проекторах темный шрифт на темном фоне не будет различим вообще — особенно в светлой аудитории.
Вот список удачных комбинаций: синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом, черный на белом, зеленый на красном, красный на желтом, красный на белом, белый на красном, оранжевый на черном, черный на пурпурном, оранжевый на черном, красный на зеленом.
6. Использование шрифтов, предназначенных для экрана, а не для печати (не Times New Roman)
7. Правописание: следите за содержимым слайдов сами и используйте спеллчекер. Обращайте внимание на те слова, которых нет в словаре спеллчекера — там проще всего пропустить ошибку! Нам кажется, что слова подчеркнуты, потому что они неизвестны. Но ведь часто в них, кроме того и ошибка.
8. Звук. Нужно помнить, что со звуком может быть техническая проблема (не будет колонок или встроенных в проектор динамиков), поэтому звуковое сопровождение должно играть роль необязательного компонента.
Обычно звуковая дорожка используется для «создания атмосферы», в таком случае логично сделать так, чтобы она запускалась на первом слайде и отключалась на последующих. Либо звук может быть иллюстрацией к слайду, тогда соответственно нужно привязать запуск воспроизведения к какому-то событию на слайде (щелчку по объекту, показу абзаца) и настроить также остановку (например, при смене слайда). Если музыка будет играть всё время, то она будет отвлекать аудиторию от содержания, а докладчик должен будет говорить громче, чтобы его голос был слышен наверняка – такой ситуации следует избегать.