Опубликовано в:

Журавлёва, Н.Н. Пиктограмма // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорусская энциклопедия, 2009.


ПИКТОГРАММА. До того, как люди придумали алфавит, они передавали друг другу послания, состоявшие из знаков и рисунков. Другими словами, рисунками «писали» то, что хотели сказать. Изображение человека, бегущего за кабаном, например, могло обозначать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота (см. рис. 1).

Рис. 1 «Рассказ» эскимоса об удачной охоте.

Человек, получивший такое послание, читал его так, как мы читаем письма. Рисунок, изображающий то, о чём идёт речь, называется пиктограммой (от лат. piktus «писанный красками, нарисованный» и греч. grаmma «запись»). А форма письма, в которой содержание сообщения передается в виде рисунка или последовательности рисунков, – пиктографией (от лат. piktus «нарисованный» и греч. grаpho «пишу»). Индейцы Америки, жители тропической Африки, аборигены Австралии, малые народы Сибири вплоть до 20 в. пользовались рисунками для передачи информации. Так, в середине 19 в. президент США получил необычное письмо от вождя одного из индейских племён. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, какие-то линии и ряд других знаков. После расшифровки послания выяснилось следующее. Вождь племени журавля, а также вождь племени куницы, медведя и морского кота обращались к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведённая от глаз журавля к трём окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились лучшие для них земли. Линии, соединявшие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами других изображённых животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

Главная особенность П. заключается в том, что за ними не закреплены какие-то единицы языка. Пиктограмму можно «прочесть» на любом языке, причем и в виде одного слова, и словосочетания, и предложения или даже нескольких предложений. Различают П. иконические, которые похожи на изображаемый предмет или явление, и символические, которые утратили такое сходство и поэтому воспринимаются как условные изображения. С развитием письменности П. не исчезают, меняется лишь их назначение. Сегодня пиктографическое, или рисуночное, письмо применяется как вспомогательное средство общения. Чаще, чем любые другие П., встречаются знаки дорожного движения в современном городе. Кроме того, П. используются как государственные символы, логотипы компаний, эмблемы конференций, спортивных мероприятий и т.п. Например, над разработкой и созданием П. для Олимпийских игр – трудятся специальные дизайнерские отделы, работа которых начинается задолго до проведения Олимпиады. Каждая П. представляет собой отдельную «иконку» образ с изображением того или иного вида спорта. Если сравнить П. Олимпийских игр разных лет окажется, что они (при всей похожести) всё-таки разные: сказываются культурные традиции страны — хозяйки Олимпиады.

Современные П. играют важную роль в условиях многоязычия и неграмотности. Представьте себе, что вы оказались в стране, языка которой совсем не знаете, например, в Иране. Вам надо найти кафе или камеру хранения, туалет или медпункт. Вы отправляетесь на поиски, но ничего не получается: все надписи сделаны по-персидски. Что делать? Тут на помощь и приходят П. Или другой случай. Вы покупаете одежду. Выясняя, как за ней правильно ухаживать, вы сталкиваетесь не со специальными знаками на этикетке, а с целым текстом, написанным к тому же на языке той страны, где данный товар произведён. Согласитесь, что эту же информацию можно передать короче, быстрее, понятнее и, в конечном счете, эффективнее (см. рис. 2).

Рис. 2 Символы по уходу за изделиями.

Рис. 2 Символы по уходу за изделиями

У П. есть три важных свойства, благодаря которым они используются повсеместно: информативность, лаконичность и понятность. Даже реклама может представлять собой П. Вот конкретный пример из минской газеты «Ва-Банкъ» (см. рис. 3).

Рис. 3. Реклама-пиктограммаРис. 3. Реклама-пиктограмма.

Особое внимание уделяется П. при разработке интернет-сайтов. Люди быстрее узнают графическое изображение, чем читают текст. П. могут повторять официальный символ ( Яндекс,  Википедия), а также отражать тему сайта ( Авто,  Фотофайл). Смайлики, так широко применяемые в электронных посланиях, — это тоже П. 🙂 !

Впрочем, использование П. не всегда служит информативности и «всеобщей» понятности. У английского писателя А.К.Дойля, знаменитого автора детективов, есть рассказ «Пляшущие человечки». В нём Шерлок Холмс благодаря своему уму и проницательности смог разобраться в запутанном деле, расшифровав П. (см. рис. 4).

Рис. 4. Пиктограмма из рассказа Пляшущие человечки А.К. ДойляРис. 4. Пиктограмма из рассказа «Пляшущие человечки» А.К. Дойля.

Это были не забавные рисунки, а предвестники страшной трагедии. Автор надписи был очень удивлён, что её смогли расшифровать. Шерлок Холмс ответил на это афоризмом: «То, что изобретено одним человеком, может быть понято другим». Так что умение «читать» П. очень важно: если оно и не спасает жизнь (как в этом рассказе), то уж точно её облегчает.

Дадаць каментар